Куй железо, пока горячо...
... гласит старая русская пословица. Но если вернуться от обобщенного смысла к прямому значению фразы, всё окажется не так просто. И «горячо» бывает разное, и железо — не одинаковое. Одному и 750°C — за счастье, а другое любит погорячее.
Зависимость оптимальной ковочной температуры от состава стали, коэффициенты деформаций при тех или иных операциях, различные приемы и методы обработки металла, сотни секретов ремесла: опыт мастеров накапливался веками.
Знания передавались от отца к сыну — кузнечное дело было, как правило, потомственным.
Проследить историю появления и развития ковки довольно сложно. Однако известно, что древние кельты еще в VII в. до н. э. умели добывать железо из руды. Настоящий же прорыв случился позднее, с изобретением стали и с появлением техники закалки.
Судя по дошедшим до нас историческим образцам, в эпоху позднего Средневековья мастера уже владели всеми известными сегодня приемами кузнечной обработки.
К XVII веку кованые элементы стали занимать значительное место в архитектуре;
всё более причудливыми и вычурными становились пространственные композиции.
К этому же историческому периоду относится рост интереса к совмещению кованых и литых элементов. В целом, XVI—XIX века подарили нам подлинные шедевры художественной ковки.
Что касается простых изделий, то спрос на них всегда был очень высок. Обручи, цепи, дверные петли, замки, лопаты, косы, сбруи — необходимость в этих и многих других бытовых предметах делала ремесло кузнеца востребованным и весьма прибыльным.
К началу XX века, с развитием машинного производства, прикладная ценность ручной обработки металла значительно снизилась. Полумистический образ кузнеца тоже становился достоянием истории.
Однако вошедший в моду модерн дал новое дыхание искусству художественной ковки. Такие характерные черты стиля как асимметричность рисунка, сочетание металла со стеклом, камнем и другими материалами подняли выразительность кованых произведений на качественно иной уровень.